Спецвыпуск, посвященный 50-летию школы №92 - гимназии №4 | |||||
|
Напишем летопись гимназии (Начало на 1-й стр.) Учительский коллектив новой школы комплектовался из числа лучших педагогов района. Основную часть коллек-тива составляли молодые учителя Чепкасов, Филиппов, Лиссер, Тольц и др., они начали работать первый год. Но в начальных классах обучение вели опытные мастера: Голубцова Зоя Николаевна, Супрун Дарья Яковлевна, Павловская Клавдия Евгеньевна, Солкина Розалия Тихоновна, Кудряшова Ираида Михайловна, Рагозина Антони-на Ивановна и др. В старших классах - Галина Ивановна Медведева (позднее она стала завучем вместо К. В. Строфиловой), а также педагоги Н. И. Гампер, Генних, М. И. Пономарева, А. И. Денисова и др. Помимо директора участниками войны были также учителя З. И. Пестова, П. Н. Чепкасов, Запевалина. Эти люди являлись образ-цом для других, они консультировали молодых, помогали, советовали как добиться дисциплины на уроке или как методически правильно построить обучение. На первом этапе администрация школы основной задачей ставила сплочение коллектива, без чего невозможно было добиваться прочных знаний и умений, воспитания высоких нравственных качеств. Руководили методиче-скими объединениями опытные учителя: русский язык и литература - Г. И. Медведева, позднее - В. П. Яковлева; математика - Н. И. Гампер; начальные классы - З. Н. Голубцова, позднее Богомягкова. Иногда совместно гото-вились к урокам и к внеклассным мероприятиям. Особенность первого набора школьников в том, что это была первая школа со смешанным составом учащихся. Хотя в первые годы еще оставались "мужские" и "женские" классы, в зависимости от изучаемого языка. Учащие-ся были собраны более, чем из семи школ района, с разным уровнем знаний. Многие дети воспитывались без отцов, не вернувшихся с фронта, да и по возрасту это были в основном дети "трудного" переходного возраста. В первый год было около 2000 учащихся. Обучались в две смены, даже на первом этаже были классные комнаты (вместо нынешних мастерских, столовой). Только 5-х классов было восемь! И в каждом - по 40 и более учащихся. (Продолжение - на 3-й стр.) ![]() | ||||
Известно, что благотворительная деятельность пароходчиков Каменских отличалась широким размахом. Прояв-лялась она не только в строительстве и благоустройстве церквей, но и в развитии учебных заведений, в под-держке страждущих, как писали в те годы. В качестве примера приведем интересную находку. Это свидетельст-во преемственности семейной традиции, документ сохранился в архивном фонде бывшего Алексеевского реаль-ного училища Перми (ГАПО, ф.185). Дело об учреждении именной учебной стипендии. В письме от 20 июня 1897 г. Александр Григорьевич Каменский извещает руководство училища о размерах стипендии и о присуждении ей ":имени покойного родителя моего Григория Козьмича Каменского, одного из основателей Товарного Дома под фирмою "Ф. и Г. Каменские". Из документа мы узнаем, что речь идет о государственной 4-х-процентной ренте на 1200 рублей. Учредитель сообщает также, что "капитал собран служащими и служившими товарному дому". Весьма солидный процент отчислений выходил по тем временам. К сожалению, так случилось, что этот благородный поступок оказался в числе последних в жизни А.Г Каменского, который вскоре умер. Но стипендия имени потомственного почетного гражданина Г.К. Каменского утверждается Министерством народного просвещения (18 июля 1897 г.) А попечителем Алексеевского училища становится другой представитель рода, Иван Григорьевич Каменский, один из самых образованных людей своего времени. Как и его брат, он считал продолжение фамильных традиций сохранением чести семьи. На снимке: Иван Григорьевич Каменский, член Государственного совета Российской империи. В. Ф. ГЛАДЫШЕВ На снимке: Иван Григорьевич Каменский, последний попечитель. |
Открывшаяся в гимназии в сентябре этого года экспозиция "По ком звонит колокол", продолжила традицию вы-ставок произведений пермских художников и материалах о них, которые постоянно и целенаправленно с 1995 года организует в кабинете МХК заслуженный учитель России Анна Константиновна Купкель. Напомним только некоторые из более чем трех десятков подобных выставок: "Творчество художников-фронтовиков И. В. Сыкулева, В. Ф. Кузина, Н. С. Куркова" (1995); "Творчество репрессированных художников" (1996), "Моя родословная" (1996), "Женский Успенский монастырь" (1996), "Зодчие Прикамья" (1997), "Учитель в роли живописца" (1997) и другие. Экспозиция, посвященная жизни и творчеству художников, погибших в годы Великой Отечественной войны, по-зволяет проиллюстрировать ту большую и кропотливую работу по уточнению списка имен погибших пермяков, которую этим летом начали гимназисты из группы "Поиск". Живописный автопортрет, открывающий экспозицию, написан Аркадием Вавиловым(1918 - 1941). Вот как оцени-ла эту работу искусствовед ПГХГ Т. Д. Шматенок: "Она привлекает нас отсутствием типичного для того времени оптимизма и личностной интонацией, проявляющейся в самоуглублении и явно выраженном драматизме". Еще один портрет - это рисунок, на котором запечатлен начинающий художник Г. Н. Токарев. Его выполнил в конце 1920-х годов однокурстник последнего по Пермскому художественному техникуму Николай Аввакумов. И тот, и другой погибли. Георгий Токарев лежал в прифронтовом госпитале под Ржевом и попал под бомбежку в 1942 году. Н. М. Аввакумов (1908 - 1945), известный график, умер в год Победы. Перед войной он сотрудничал с газетой "Комсомольская правда", рисовал для журнала "Смена". В декабре 1941 года художник отправляет семью в эвакуацию на свою родину - город Асбест Свердловской об-ласти. Интересно, что этот город получил название от русского волокнистого материала. На выставке в гимназии мы видели ткань, созданную из данного полезного ископаемого. За годы войны Н. М. Аввакумов создал огромное количество газетных рисунков, портретов, листовок, плакатов, запечатлевших события и людей, подвиги которых оставили яркий след на страницах истории.
В.В. Семянников, |