Добьемся и перебьемся! | ||||
| ||||
Ноябрь 2001 Специальный выпуск, посвященный 50-летию школы №92 - гимназии №4 | ||||
Напишем летопись гимназии ЖАРКОЕ ЛЕТО 51-ГО С первого номера - с осени 1998 года - гимназический вестник VIVAT! публикует материалы, изыскания учеников по истории родной школы. Сегодня мы публикуем воспоминания Марии Степановны МИНГАЛЕВОЙ. Это - тоже удача: ведь она работала в 92-й с первых месяцев существования, если быть точными - с 15 августа 1951 года. С колыбели! В том году Мария Степановна была самым молодым завучем в городе. И работала здесь тридцать лет. Итак, история глазами очевидца. ПЕРВЫЕ ПОЛВЕКА В трудные годы после войны на высоком холме, у перекрестка улиц Плеханова и Большевистская, началось строительство новой школы - первой послевоенной. На глазах прохожих возникло ограждение со сторожевыми вышками, с которых конвоиры наблюдали за работающими на стройке. В народе говорили, что строителями были заключенные, пленные немцы. Это возводилось здание средней школы, которой был присвоен номер 92. Первым директором школы стал офицер-фронтовик Иван Михайлович Хлебов (по профессии математик). Завучами были назначены Строфилова Клавдия Васильевна, бывшая москвичка, окончившая Московский государственный педагогический институт (литератор), и автор этих воспоминаний (географ). Летом 1951 года создавался новый коллектив, и педагогов, и учащихся. Но к сентябрю здание школы все-таки не успели достроить - и пришлось начинать учебный год в трех чужих помещениях. Причем старшие классы с 6 по 8 учились поздно вечером, в 3-ю смену. Днем помогали строителям: очищали здание от строительного мусора, мыли окна, полы и т. п.. 10 ноября 1951 года наступил радостный день: 2-ю учебную четверть начали в новом здании. Строители, шефы с завода имени Дзержинского, представители районного и городского отделов народного образования перерезали алую ленту у входа в школу и вручили ключи директору. Радость охватила всех. По тем временам это была школа-дворец. Но интерьеры, оформление были совсем другие, чем сейчас. В классах стояли черные массивные, очень крепкие парты на два места. И простояли они больше 20 лет! В школе было очень мало наглядных пособий, поэтому их создавали сами учителя, привлекали к этому учащихся... (Продолжение см. на 2-й стр.) |
Self made man ЧЕЛОВЕК, СДЕЛАВАШИЙ СЕБЯ САМ -...Как я попала в 92-ю? - вспоминает Светлана Михайловна Иванова. - Я понимала, что из школы мне надо в принципе уходить. Ухудшилось состояние здоровья, и я перешла на другую работу. Проработала месяц и поняла, что для меня это просто гибель. Осознала вдруг: в школе скоро пойдет Грибоедов - а я где-то! В этот миг ужасного прозрения я ехала мимо остановки Плеханова... И я подумала: в конце концов, если я все поняла. То почему я еду дальше, куда? Я заставила себя выйти. И спросила прохожих: "Здесь рядом есть школа?" Думала, что скажут: нет. А мне отвечают: "Да здесь кругом школы!". Тут ведь действительно их несколько. Я тяжело вздохнула и пошла в ближайшую. Как я и предполагала, парадный вход 92-й был закрыт (тогда мода такая была). Я сразу пошла с черного входа, прошла к секретарю и с тайной надеждой спрашиваю: "Директора ведь нет в школе?" Она: "Почему нет? Есть". Директором тогда была Александра Семеновна Гордеева. Она в школе была всегда. В половине восьмого она уже в вестибюле, встречает абсолютно всю школу, и вечером смотрит, как прибрали классы. Когда я вошла в ее кабинет, то увидела такое, что сказала: "Простите, я не вовремя", - и вышла. Я поняла, что в школе снимается какое-то кино или идет встреча с популярнейшей актрисой Э. Быстрицкой. Александра Семеновна была копия Быстрицкой. Я еще успела сказать секретарю: "Вы почему же меня не предупредили, что у вас снимается кино?" "Какое кино?" - изумились уже они обе, секретарь и директор. Им еще пришлось убеждать меня, что передо мной - директор. Александра Семеновна: "Что вы хотели?" Я говорю: "Я - литератор. Я знаю, что вы мне сейчас ответите: вам литератор не нужен..." Она: "А вот как раз сегодня решился вопрос, нам он нужен". "Тогда у меня несколько условий", - говорю я. - Я не могу работать в две смены, я не могу тащить большую нагрузку, я не могу работать завучем". Директор успокоила: "У нас одна смена, и завучи у меня все на месте". Через полгода уже все это оказалось не так, - смеется Светлана Михайловна, - и я тут всегда была каким-нибудь администратором, и нагрузки посыпались... Стечение обстоятельств. Случилось это в 77-м году. Совершенно случайно в этой школе оказался и мой сын. Здесь открыли экспериментальный шахматный класс, и Вадим стал в нем учиться... (Ответы С. М. Ивановой на вопросы нашей анкеты - на 7-й стр.) |
В БУДУЩЕЕ СМОТРИМ УВЕРЕННО Татьяна Михайловна Дьякова, директор гимназии: -С одной стороны, юбилейная дата побуждает нас оглянуться назад,подвести итоги сделанного на зтом пути, с другой стороны - пристальнее взглянуть в будущее. Я бы так сказала: в будущее мы смотрим уверенно. У нас сильный педагогический коллектив, замечательные ученики, понимающие, готовые прийти на помощь и поддержать родители. В гимназии постепенно складывается особая среда сотрудничества детей и взрослых, создается соответственный "уклад жизни"
Педагоги гимназии вовлечены в процесс научно-исследовательской деятельности по освоению и апробации новых современных технологий обучения: метода проектов, компьютерных и игровых технологий, развивающего обучения. Это позволяет сделать учебный процесс более интересным, ученика - самостоятельным, готовым к творчеству Наш дом, гимназия, постепенно меняется и внешне: новая мебель, учебное оборудование приходят на смену устаревшим. Как директор я придаю этому большое значение, ведь человек всегда с удовольствием возвращается туда, где ему комфортно, где его Дом. В юбилейном году мы намерены открыть картинную галерею, весной заложить "Аллею выпускников". В перспективе - создание музея истории школы № 92. Сменив статус и номер образовательного учреждения, мы хотим сохранить многие традиции замечательной 92-ой школы. Поздравляю с юбилеем всех выпускников школы, всех педагогов, всех ее нынешних учеников!
Да живет! |