VIVAT!
ОДНИМ СЛОВОМ

"Гимназия, пусть сумасшедший.
Но все-таки второй наш дом".
Лера Кетова, "ВИВАТ", 1998 г., первый выпуск

ПРОШЛОЕ. Утро. Будильник:Подъем? Надо! Сумка. Книжки. Много! Тяжело: Улица: Ветер. Снег. Остановка. Трамвай! Зябко. Проездной. Учебник. Параграф. "Домашка": Тишина: Спросит? Спросила. Думай! Еще? Нет. Хватит! Звонок! Другой. Читай! Пиши! Звонок. Беляш. Звонок. Свобода! Лестница. Сменка. Дверь. Улица. Трамвай. Дом! Обед. Уроки. Телефон. Уроки. Отбой: Подушка!..

Школа. Дом. Тренировка. Дом. Школа. Актив. Свидание. Репетиция. Библиотека. Дом. Школа:

НАСТОЯЩЕЕ. Утро. Будильник:Подъем? Надо? Не надо. Лекция. Откопирую: Спать!.. "Универ". Практика. Задание. Сдать. Скоро! Переходы. Кофе: Лестницы. Корпуса. "Привет!" "Увидимся!" Лекция: Сонно. Пиши! Не хочу: Пиши! Перерыв. Пара: Улица! Трамвай. Свобода? Дом? Работа!.. Дом. Обед? Ужин! Текст. Английский! Наизусть: Программа. Алгоритм. Реализация. Отладка: Завис. Снова: "Еее!" Работает! Светает: Стоп! Спать? Надо!

Дальше. "Универ". Дом. Шабашка. Дом. "Универ". Стипендия! Работа. Дом. Игра. Дом. "Универ". Сессия!!!

Валерия КЕТОВА, студентка Пермского университета


Недавно репортерам гимназии №4 была доверена честь стать первыми зрителями нового документального сериала, снятого на студии "Золотой век" по знаменитому памятнику древнерусской литературы "Домострой" (канал ТНТ). И эту честь мы не оправдали (а может, и оправдали), потому что мнения из кинозала вынесли большей частью критические:

На заметки нашего корреспондента отвечает автор сценария и режиссер фильма "Домострой" Борис Дорогов:

-Главная тема "Домостроя" - это тема семьи, тема дома. Эта тема сейчас актуальна, как никогда. Она возведена в ранг государственной политики. Детей "Домострой" рассматривал как наследников имения, дома, фамильной чести. Поэтому их рекомендовалось держать в строгости, и прививать им уважение к старшим. Ведь они должны были стать достойными продолжателями рода. Заметьте, с самого начала их воспитывали как достойных наследников, а уж потом они становились достойными гражданами государства. Одно вытекало из другого. А в нашей стране долгое время старались воспитывать достойных граждан великой страны, совершенно забывая о семье. Вот почему в советское время к этому памятнику и было такое негативное отношение. Идеи "Домостроя" были несовместимы с советской идеологией. Впрочем, книга не была запрещена. Ее просто забыли. О роли женщины. "Если кому-то Бог дарует жену хорошую - это дороже драгоценного камня. Никакими сокровищами не заменить доброй и трудолюбивой жены, способной хорошо обустроить жизнь своего мужа. Хорошая жена - словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. Если доброй женою благословлен муж, число дней его жизни удвоятся:" - из этих слов видно, что "Домострой" вовсе не ставил женщину в подчиненное положение. Кстати, ей даже давалась возможность некоторой экономической свободы. В тексте прямо говорилось, что жена может "наткать холст, продать его и у мужа денег не просить":

ПЛЕТЬ ДЛЯ ЖЕНЫ

На экране господин Скоморохов - который вообще-то художественный руководитель ТЮЗа, но здесь он в роли ведущего, - в течение сорока минут расписывал, как хорош был "Домострой" и как плохо то, что сейчас его на практике не используют. Да уж! Здорово было бы:может быть: Только прежде чем проронить скупую мужскую слезу по монаху Сильвестру и его гениальному произведению, напомню пару строчек, что авторы фильм благоразумно не включили.

"Учащай ему раны, и, не жалея сил, бей сына" - уже почти классика. Кстати, Сильвестр оговаривается, что к дочери это тоже относится. Мало известен еще такой перл: жену не бить "по уху ни по глазу, ни под сердце кулаком, ни посохом не колоть:от того у беременных женщин преждевременные роды бывают:плетью же бить и разумно, и больно, и страшно, и здорово:" Браво!!! Даешь плетку как воспитательное средство! Ну, и гуманист этот Сильвестр!

Кроме всего, одна из серий сего фильма посвящена государственной власти. "Кто идет против власти, тот идет против Бога". Не поручусь за точность цитаты, но смысл именно таков. Как похоже на молчалинское "не должно сметь свое суждение иметь"! И кто же утверждает, что "Домострой" воспитывает гражданина? Скорее, раба! Кстати, Сильвестр был соратником Ивана IV (эпитет "Грозный" в фильме опущен), перед которым стояла задача централизации государства. Да! Об этой "централизации" уже много чего написано. И как бросали людей в ямы с медведями-людоедами. И как окунали попеременно в кипяток и ледяную воду, пока кожа не сходила:много чего:это и есть инструмент централизации. И если бы царственного маньяка кто-нибудь пришиб, всем бы только легче стало. И кто бы утверждал, что такой цареубийца пошел против Бога?

Скажут: это ж писалось в XVI веке! Средние века! Правильно скажут. Но. Ежели такие нормы были естественны тогда, а сейчас звучат просто глупо, то не надо тащить это произведение на экран и пропагандировать, как актуальное поныне. Пусть лучше "Домострой" останется только историческим памятником. А не руководством к действию. Ибо практически все хорошее, разумное, доброе, вечное, что он пропагандирует, уже известно, а рядом с разумным, добрым, вечным соседствуют такие идеи.

Евгений Норин

Переход на страницу: 1 - 2 - 3 - 4