![]() ЖИЛИ НА ЗАИМКЕ Жила-была в Перми неприметная девочка Зина Кокорина. После 1917 года ей суждено было стать первой советской летчицей-истребителем. Она выросла в семье неудачливого старателя-золотоискателя Петра Кокорина. Жили в большой нужде. Зина вспоминала, как она покупала хлеб: у нищих. Почему у нищих? Потому что так получалось дешевле, чем в магазине. Зимой девочка училась в школе, а летом работала на спичечной фабрике Мироновой на Заимке. За успехи в учебе способную девочку направили учиться в гимназию М.Н. Зиновьевой. Окончив ее с золотой медалью, она поступила в 1916 году в Петроградский университет. (Примечание редакции: Поступила она на Пермское отделение Петроградского университета: в списках первого года историко-филологического факультета значится З. П. Кокорина, 1897 г., православная, крестьянского сословия). |
С дипломом преподавателя средней школы Кокорина была направлена работать библиотекарем в Качинскую школу летчиков (Кача - местечко в Крыму). Вот там она и упросила секретаря партячейки школы направить ее в летную школу в г. Егорьевск под Москвой. Ей так хотелось летать! О пути Зинаиды в небо хорошо написал известный журналист Василий Песков (сборник очерков <Отечество>, 1972 г.). После невероятных испытаний отчаянная девчонка добилась своей высокой цели. Первый самостоятельный полет на самолете <Авро> она совершила 3 мая 1924 года. Затем Кокорина окончила военную летную школу. Служила в Борисоглебском полку. Ее пример был заразителен. Знаменитые летчицы, ставшие Героями Советского Союза, учились у Кокориной. Сама же она в 1930-е годы не избежала участи многих: была уволена с руководящей должности в Центральном Совете Общества содействия авиации (ОСОАВИАХИМ) и выслана в Киргизстан. Там она много лет проработала учительницей. Вот какие девочки жили в старину на пермской Заимке.
А.И. Дмитриев, краевед |
Неудачная реставрация майоликовых панно Николая Рериха на Казанской церкви (усыпальнице Каменских) вызвала большой резонанс у пермской общественности. Еще бы: церковь - объект культурного наследия федерального значения. Каменное здание, построенное в начале ХХ века И.Г. Каменским на месте деревянной Казанской церкви, выделяется не величиной, но изяществом работы. К украшению храма были привлечены замечательные русские мастера Николай Рерих, Михаил Нестеров, а к проектированию самой церкви, по мнению ряда знатоков, <приложил руку> Виктор Васнецов, которому храмоздатели заказали в то время эскизы росписей главного собора Успенского женского монастыря. Речь идет о двух образах - Казанской Божией Матери и Спаса Ярое Око. Реставрацию вела пермская художница М. Еркович. Чтобы избежать субъективных оценок <просто зрителей>, мы приведем мнения специалистов, глубоко и всесторонне изучавших данный объект. В.П. ДЕНИСОВ, сотрудник областного краеведческого музея, заслуженный работник культуры России: <Не знаю уж, насколько квалифицированно проведена пермская реставрация, но мне кажется, что она выполнена не по той технологии, майолика все же не соответствует общему колориту. Хотя, я знаю, Еркович консультировалась в столичных реставрационных мастерских. Понимаете, когда В. Минин, московский реставратор, расчистил майолики, они <дышали>, светились. К сожалению, завершить начатую работу тогда не удалось, в силу разных причин. Сейчас же |
остается ощущение, что все закрашено краской, картинка есть, а майолика исчезла. Меня так поразило это! Обидно, что и говорить: Непонятна также история с надгробным памятником Каменской, который монастырь увез в неизвестном направлении. Зачем, спрашивается? Это же мы нашли его, откопали, отчистили. Редкая удача: после советских десятилетий сохранился мемориальный памятник! И вдруг такое дело: Вместо <родного> камня сейчас там, поблизости, поставлен железный крестик, который портит вид памятника. Не зря там проваливается земля. Надо все делать по науке. Я считаю, совершено преступление против памяти. То, что сделала Еркович, это самодеятельность (пусть и согласованная с монастырским руководством). Понимаете, когда речь идет о высоком искусстве, мы все - верующие, здесь не должно быть ведомственного подхода. Усыпальница Каменских - не пермский памятник, его значение гораздо больше>. Н.В. КАЗАРИНОВА, кандидат искусствоведения заместитель директора по науке Пермской художественной галереи: <Фактически мы получили новодел. Все сделано, вроде бы, гладко, как и нужно церкви, но ощущение подлинности утрачено>. В.Ю. ШАХОВ, краевед и кинодокументалист, автор фильма об усыпальнице Каменских (а недавно закончил и книгу о ней): <В результате неумелой реставрации уникальным майоликовым панно нанесен непоправимый ущерб. Нет ощущения сейчас первозданности, понимаете? Восстановлены утраченные фрагменты, это хорошо. Но пропало волшебное свечение майолик. Реконструированные |
фрагменты образа Богоматери заметно отличаются по отражающей способности, сочности цвета, по колориту. Следы реставрации заметны, а нарушение цветового единства ухудшило эмоционально-психологическое воздействие всего панно. Даже не знаю, как, из-за чего это случилось. Технология слишком сложна. Я говорил и с художницей, выполнявшей работу, Мариной Еркович, и с руководством монастыря. Видимо, не хватило опыта, но главное - уважения к замечательному памятнику искусства>. Г.Д. КАНТОРОВИЧ, директор Пермского областного центра по охране и использованию памятников (ОЦОП): <Проведенная реставрация вызывает немало вопросов. Непонятно, почему под образом <Спаса> появилась какая-то надпись, с нами это не было согласовано. Что касается камня. Принято решение о возвращении надгробного памятника на прежнее место, к стенам церкви. С настоятельницей Успенского монастыря вопрос мы обсуждали, мать Мария согласилась с необходимостью такого шага>. Искусствовед А.И. ПЕСТОВА (Пермская художественная галерея): <Здесь нужно говорить о том, что реставрация проводилась фактически бесконтрольно, так получается. Как же просмотрели те, кто должен следить, тот же ОЦОП? Когда дело касается памятников такого уровня, дело нельзя пускать на самотек. Сколько уже утрат имеем мы по России в целом. Я считаю, в случае с усыпальницей Каменских нужно создать какой-то коллективный орган, художественный совет, без решения которого невозможны были бы никакие переделки>. В.Ф. ГЛАДЫШЕВ |
по вывескам (начало на пред. стр.) Торговые фирмы пермских купцов Кропачевых, Тупициных, Каменских и других представителей купечества, как известно, впускали рекламные буклеты, прейс - куранты (как писали тогда), листовки своей продукции. Так Я.Е. Мунин сохранил у себя красивый прейс-курант конфетной фабрики <Кама> В.В. Судоплатова в Перми и красочное основание под перекидной календарь с рекламой чая и торгового знака товарищества преемника Алексея Губкина <А. Кузнецов и Кє>. Даже по этой небольшой коллекции видно, что Пермь, являясь городом торговым, испытывала необходимость продвижений своей продукции - как внутри губернии, так и вне ее. И девиз <Реклама - двигатель торговли> стал для наших купцов доминирующим.
В.В. Семянников, краевед
|