

|
Тумбасов и Кама
 |
Земля с крутого взгорья будто
палитра художника: темно-
зеленое и синее — леса,
желтое — поле пшеницы,
молочно-зеленое — овес,
голубое — лен, белое —
гречиха. И, как в пазушках
земных, там и тут селения.
Земля, земля… Какое счастье
шагать по родной земле! Поклон
тебе, земля! Поклон…
А. Н. Тумбасов о Прикамьи
Л. Прозорова
|
А.Н. Тумбасов "Ходят грозы" |
  |
После окончания Свердловского художественного училища Анатолий Николаевич приехал в Пермь, где и прожил всю оставшуюся
жизнь. Ее он посвятил родному Прикамью, его воспеванию в своих живописных, графических и журналистских работах.
Сам художник так писал об этом периоде творчества:
«В 1957 году я приехал в Пермь, где Кама, к сожалению, отгорожена заиндустриализированным берегом, а в районе Гайвы
строилась Камская ГЭС. Образ строителей, грандиозность сооружений увлекли меня. А перекрытие, так сказать, покорение рек,
противоречащее извечному существу земли, оказалось особенной темой в творчестве. После Камской я последовал за друзьями
— строителями и монтажниками — на Воткинскую ГЭС, Нижнекамскую, Саратовскую на Волге, Усть-Илимскую на Ангаре,
Красноярскую и Саяно-Шушенскую на Енисее. И везде во время перекрытия рек наблюдал, как ломалась устоявшаяся погода
золотой осени, обрушивалась на гидростроителей штормовыми ветрами со снегом, — природа сопротивлялась.
|
 |
А.Н. Тумбасов "Восход Луны" |
 |
Разлив Камского водохранилища был пространственно обширен. В 1964-1955 годах я принял участие в экспедициях областного
краеведческого музея на старинные заводы в Чермоз, затем в Пожву, попавшие в зону затопления. Мне повезло как художнику
встретиться с живой иллюстрацией прошлого еще в действующих цехах. Особенно с уникальностью Пожвинского как памятника
заводской архитектуры, которая была исключительно ценной. Я сделал натурные зарисовки и этюды.
Творческий багаж пополнился, появились картины по старым заводам, по строительству гидростанций, стал публиковать газетные
очерки — и в том числе о шахтерах-калийщиках и производственниках березниковских комбинатов. Появились книжки «Смелый
гриб», «Кама выходит из берегов», «Эхо камня говорливого», изданные в Перми.
|
А.Н. Тумбасов "Мелодия осени" |
В последнюю вошли очерки по Прикамью,
собранные в экспедициях с сотрудниками Пермского областного краеведческого музея и с коллегами во время творческих
поездок. По заданию музейщиков предстояло запечатлеть памятники архитектуры в Усолье, Ныробе, Пянтеге, Янидоре. А
деревня Чердынь — это особая лирическая страница: отображал ее в белые ночи, и зимой, и с весенними разливами Колвы.
В Путешествиях с историком Г. Н. Чагиным по Северному Зачердынью я приобщился к «музгаркиным краям» в верховьях Колвы.
В последствии охватил многие районы Прикамья в этнографических экспедициях как художник-краевед. Мои очерки с
иллюстрациями печатались в журналах »Уральский следопыт», «Урал». А областная газета «Звезда» взлелеяла мои
журналистские наклонности, публикуя разные мои материалы с 1956 года.
Народилась и была издана в Перми книга «В разливах рек — моря» — очерки, зарисовки и иллюстрации из ближних и даль
них путешествий по неохватной, огромной стране. И продолжал колесить по ее краям и весям: Кавказ и Соловки, Европейский
Запад, Сибирь — Тобольск, Байкал, Якутск, дальние окраины земли — Курильские острова, жаркий Казахстан, вечно холодные
Таймыр и Ямал. И святая святых — пушкинское Михайловское и Святогорский монастырь.
И радость какая — спуститься на землю — родную Прикамскую землю. Путешествовать, писать этюды, делать наброски и
зарисовки в творческих поездках и музейных экспедициях: Очер, Дуброво, Большая Соснова, Черновское, Нердва, Обвинск,
Рождественское, Екатерининское, Северный Коммунар, Сива, Сепыч, Кулига — исток Камы; Фоки, Сосново, Альняш, Барда;
Кыласово,
|
 |
Березовка, Кишерть, Суксун; Пашия, Бисер, Теплая Гора, Медведка, Кын на Чусовой. |
А.Н. Тумбасов "Утренние румяна" |
Всегда, путешествуя по Прикамью и возвращаясь в город, я прощался с перелесками, полями, потом долго мне снились милые
проселки, хлебные нивы, васильки и ромашки, слышался птичий гомон и грай над полями.
Знакомился с речниками Камы, путешествовал по великим рекам — Волге, Печоре, Северной Двине, Енисею, Лене… Арктические
просторы — плаванье с караваном судов в ледовитой обстановке в море Лаптевых, у мыса Челюскина, в Карском море. Ходил с
геологами, изыскателями и дружил так же, как и с гидростроителями — людьми, сильными духом, добрыми и приветливыми.
Волновала природа Севера и Юга, но ближе и роднее мне природа Урала, особенно Прикамья. В Перми была издана вторая книжечка
рассказов — «Дрема луговая», как проповедь доброго отношения и внимания к одушевленной и кажущейся неодушевленной природе.
Ибо, общаясь с ней, когда пишу эти этюды или рисую, непременно слушаю, о чем поют птицы, шумят листья, шепчутся былинки.
Рассказы приглянулись в издательстве «Малыш», печатались в «Мурзилке». Была издана пермская мини-книжечка «Капельки» и еще
некое пособие для беседы с ребятами — «Шмель на этюднике». Тема — художник и природа.»
|
А.Н. Тумбасов "Река Гайва"
|
 |
Каму Тумбасов ставил наравне с Невой, если не выше. Ведь если Нева короткая река, то Кама — широкая, полноводная,
имеющая большое количество притоков. Она несет свои воды к югу, в Каспийское море. Это основная артерия продвижения к
Балтике и далее в Европу. Этому пути посвящена журналистская статья А. Н. Тумбасова «Кама — Нева», напечатанная в
пермской газете «Большая Кама» в 1965 году. В этом очерке мы видим художественные зарисовки, ярчайшие впечатления,
полученные от путешествия на пароходе «Кисловодск». Каме и ее притокам также посвящены многие живописные работы художника.
|
А.Н. Тумбасов "Верховья Колвы" |
|
|